Все новости → Автоновости
фото

Электромобили

Дейл Винс потратил миллион фунтов стерлингов на постройку электромобиля, которым он хотел доказать, что бензиновый двигатель — отжившая реальность, и с ней нужно расправиться во имя прогресса.

Рассказывает Энди Риджуэй (Andy Ridgway) — журналист и автомобильный фанат.

49-летний Дейл Винс (Dale Vince) прекрасно знает, как люди воспринимают электромобили. Гольф-багги (тележка на электромоторе для перевозки клюшек по полю для гольфа) и электрокары для развозки молока не убедили автомобилистов переходить на электрические авто. В общем, стереотип таков: электричество не подходит тем, кто любит хорошие машины.

В молодости Винс увлекался жизнью вольного путешественника, но потом занялся природосберегающей энергетикой, построив Глостершир 30-метровый ветряк для зарядки батарей и основав компанию Eeotricity. При этом он любит большие скорости и качественные спортивные кары. Если кто-то и способен объединить автомобиль с «зелеными» технологиями, так это он.

Для борьбы за свои идеи Винс в конце прошлого года создал полностью электрический автомобиль, способный набрать скорость 270 км/ч, и назвал его «Немезида» (Nemesis). «Я выбрал такое имя, поскольку считаю, что этот электромобиль станет роковым для двигателя внутреннего сгорания и для нефтяных компаний», — объясняет он.

Идеолог электрокаров выбрал удачное время для такого проекта. В 2011 году за электромобили взялись крупнейшие мировые автокомпании. Но пока еще не ясно, ждет ли их коммерческий успех. Поэтому именно сейчас следует активно их рекламировать.


РОЖДЕНИЕ «НЕМЕЗИДЫ»

В 2007 году Винс собрал команду автоспортивных инженеров, чтобы построить свой спорткар. В их числе — знаменитый британский автодизайнер Питер Стивенс (Peter Stevens), создавший живые четырехколесные легенды Prodrive Subaru World Rally Car и суперкар McLaren FI. Команда выбрала в качестве платформы двухместный спорткар Lotus Exige, купив его на аукционе eBay за 20000 фунтов стерлингов. «Мы взяли Exige, потому что он небольшой и легкий. Это было важно, поскольку я хотел сделать автомобиль, развивающий не менее 160км/ч. Одна из наших целей — развеять впечатление, будто все электромобили медленные».

Перед командой поставили цель создать ма шину, которая могла бы выжать больше 160км/ч и одновременно имела бы запас хода 240 км, а также была удобнее Exige. Ивсё должно было заряжаться от обычной розетки.
 
В мастерской в Норфолке инженеры «раздели» Exige, оставив одно шасси, а затем приступили к сборке по чертежам. Всё в целом обошлось в 1 млн фунтов стерлингов. Половина суммы поступила от правительства через комиссию по технологическим стратегиям, а остальное вложила Ecotricity.


КУЗОВ

Фибергласовый корпус Lotus Exige был заменен более легким стеклоуглеродным композитом. Это частично компенсирует вес батарей, а также вес дополнительного 90-миллиметрового удлинения шасси для размещения этих батарей. В результате «Немезида» примерно на 290 кг тяжелее Exige. Но она имеет мощность 336 л.с. против 190 л.с. у Exige. Электрические двигатели выделяют меньше тепла, что позволило закрыть большую часть воздухозаборников Exige, уменьшив аэродинамическое сопротивление.


БАТАРЕЙНЫЙ ОТСЕК

Отсек, содержащий 96 аккумуляторных ячеек, имеет внешний слой из сверхлегкого углеродного волокна, усиленного кевларом (из которого делают пуленепробиваемые жилеты). Кевлар гарантирует, что ячейки не проломят стенку отсека при аварии. Отсек размещен так, чтобы оптимизировать распределение веса Lotus Exige между передней и задней осями: вместо исходных 60/40 стало 57/43, что улучшает управляемость автомобилем.

К ноябрю 2010 года опрокидывающий стереотипы электрический спорткар был готов к презентации. Но его к тому моменту уже превзошел Roadster калифорнийской компании Tesla Motors, запущенный в производство еще в 2008году. Винс признает, что «в Tesla сделали отличную работу», которая привлекла внимание прессы. Но он отмечает, что «Немезида» сильно отличается от конкурента.
Хотя и то, и другое — спортивные электромобили, взявшие Lotus Exige за основу, но у Roadster один мотор, а в «Немезиде» используется сдвоенный двигатель. «У них 9000 ячеек в батарее, а у нас 96. Они используют телефонные аккумуляторы, уже устаревшие, а у нас — самые передовые технологии», — говорит изобретатель. Американский спорткар имеет 500-километровый запас хода благодаря 409-килограммовому аккумулятору, который весит почти полтонны. У команды Винса более прагматичный подход — запас хода в 240 км обеспечивается батареей в 260 кг.


ЭЛЕКТРОФОБИЯ

При доступности современной литий-ионной технологии приходится решать: либо у вас будет машина с большим дорогим аккумулятором и значительным запасом хода, либо вы урезаете батарею и бюджет за счет километража.

Наиболее массово производящийся сейчас электромобиль, Nissan Leaf, хорошо иллюстрирует собой эту проблему. Его батарея, весящая 300 кг, по слухам, имеет себестоимость 11 тыс. фунтов стерлингов, что обусловливает внушительную цену Leaf — 30 тыс. фунтов. И это при запасе хода 117 км. Электромобиль оказывается, таким образом, значительно дороже своего бензинового эквивалента. Именно эти цифры, по мнению Винса, затрудняют продажу электромобилей.

Он уверен, что сомнения насчет запаса энергии в батареях — чисто психологические. По статистике дальность 99,6% поездок в Великобритании не превышает 160 км. Этим и определяется необходимый предел запаса хода у электромобиля для путешествия от заправки до заправки.

Что касается стоимости эксплуатации, электрокар однозначно выигрывает у бензиновой модели. «В моторе "Немезиды" всего две подвижные части, тогда как в бензиновом двигателе их около 250, — говорит Винс. — Обслуживание нашей машины коснется только шин и тормозов, т.е. крутящихся элементов».

«Электромобилъ станет карающей десницей для двигателя внутреннего сгорания и нефтяных компаний»


«Немезида» уже достигла скорости 210 км/ч, однако инженеры уверены, что и 270 км/ч ей по плечу. Разгон до 160км/ч занимает 8,5 секунды, что немного быстрее, чем у Porsche 911 GT2. Подобные показатели — важные элементы винсовского плана по убеждению автолюбителей в привлекательности электромобилей. Достичь этих цифр несмотря на 260кг веса аккумуляторов удалось благодаря двум моторам, каждый по 125 кВт (168 л.с.), а также легким материалам на основе углеволокна. Такой автомобиль не станет серийным, но у команды Винса есть планы в скором времени выпустить в продажу новый суперкар, превосходящий по скорости самый быстрый дорожный автомобиль Bugatti Veyron.

По словам Винса, сейчас автопромышленность переживает важный переходный момент: «Мы движемся вперед, создавая инфраструктуру зарядных станций, и мы не одни. Другие автопроизводители тоже строят электромобили. Все вокруг меняется. Дни бензиновых авто сочтены, — я серьезно».


ДВИГАТЕЛИ

Два задних колеса имеют привод от двух независимых моторов, каждый мощностью 125 кВт (168 л.с.). Они могут совершать до 8 тыс. оборотов в минуту, а колеса, связанные с ними ременной понижающей трансмиссией, — до 2 тыс. оборотов в минуту. Это позволяет достичь скорости 200 км/ч и выше.


ЗАРЯДКА

Если зарядный кабель смотан на катушку и не полностью вытянут при подключении к розетке, то под действием тока в 8А он может стать электромагнитом, нагреться и вызвать пожар. Система натяжения «клешня лобстера» позволяет избежать сматывания кабеля. Зарядка от розетки занимает 8-10 часов, через быструю зарядную систему — 2-3 часа.


ОХЛАЖДЕНИЕ

Система управления батареями не дает ячейкам охлаждаться ниже 5°С, чтобы не допустить существенного падения эффективности, и предотвращает опасный нагрев (выше 35 °С). Для этого она управляет клапанами и вентилятором батарейного отсека. Система также следит за скоростью зарядки ячеек и мощностью, которая подается от батарей на колеса.


Сейчас смотрят
Крипто биржа онлайн options.