Все новости → Автоновости
фото

История четырех колец Audi

Скрещенные оружейные стволы, винты самолетов, драконы и лилии чего только не встретишь на автомобильных эмблемах. Четыре кольца audi, казалось бы, на фоне прочих символов кажутся такими лаконичными. Однако на самом деле за ними скрывается длинная и интересная история: победы и поражения, война и мир, бизнес и романтика, процесс возникновения и объединения в единый концерн auto union заводов audi, horch, wanderer и dkw.



ПЕРВОЕ КОЛЬЦО: ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ HORCH

Первый «Хорьх» вышел на свет в 1901 году. Одним из серьезных нововведений Хорьха были установленные на машинах литые картеры.

В то время фирмы-производители делали обычно только шасси. Кузова заказывались специализированным кузовным ателье. Так же поступал и Август Хорьх: его машины можно было заказать с любым типом кузова, вплоть до эксклюзивных, сделанных по индивидуальному заказу.

До 1909 года Хорьх успел спроектировать еще 6 моделей. Последняя его разработка — модель 25/65 PS — развивала скорость до 120 км/ч и имела успех на гоночных трассах как в Германии, так и за ее пределами. Немецкое качество, упрямство и дотошность Хорьха, доходившая до того, что он лично контролировал производство, где работало несколько сотен человек, гарантировали его фирме успех. Но у Хорьха возникали постоянные проблемы финансового плана: будучи талантливым инженером, он не слишком хорошо умел управлять деньгами. Его смелые идеи не принимались акционерами — и в 1909-м он был выставлен за дверь, получив крошечную компенсацию. Фирма прожила без своего отца-основателя 24 года. За это время были созданы более 25 моделей с 8-цилиндровыми рядными и 12-цилиндровыми V-образными силовыми агрегатами, с кузовами «лимузин», электроподъемниками стекол и сиденьями с подогревом. Автомобили Horch входили в сегмент роскошных транспортных средств и по всему миру славились своей безупречной надежностью и качеством. А потом все вернулось на круги своя, но об этом чуть позже.


ВТОРОЕ КОЛЬЦО: НАРОДНЫЕ WANDERER

Wanderer — одна из известнейших автомобильных компаний Германии. Когда «Хорьх» производил лишь автомобили класса люкс, то «Вандерер» создавал автобусы, мотоциклы, велосипеды и моторные лодки.

Завод в Хемнице (Chemnitz) в 1896 году основали два человека — Иоганн Винкльхофер (Winklhofer) и Рихард Янике (Jaenicke). Началось же все со скромной мастерской по ремонту велосипедов, где работало всего четыре человека.

В 1902 году под маркой Winklhofer & Jaenicke появился первый мотоцикл, а годом позже — первый автомобиль. Впрочем, производство в мастерской существовало и раньше — Винкльхофер строил металлорежущие станки.

На автомобиле 1903 года уже присутствовала стилизованная буква W в качестве эмблемы, но Wanderer как бренда тогда еще не существовало. Да и машин компаньоны выпустили всего две — для себя и для опытных заездов. Зато выпуск мотоциклов шел полным ходом. Фирму перерегистрировали под названием Wanderer Fahrradwerke AG, поскольку иностранцам произносить Winklhofer & Jaenicke было непросто. Слово wanderer существовало в разных написаниях почти во всех европейских языках и означало «странник».

n
В отличие от солидных «хорьхов» машина, разработанная для серийного производства к 1912 году, была крошечной. Компаньоны стремились создать дешевый, простой и компактный автомобиль. В процессе конструирования они умудрились отвергнуть предложение молодого конструктора по имени Этторе Бугатти (впоследствии он продал свой проект фирме Peugeot).
 
 
ИМЕННО ЗАВОДЫ WANDERER В ХЕМНИЦЕ СТАЛИ ОСНОВОЙ ДЛЯ БУДУЩЕГО АВТОГИГАНТА AUTO UNION: ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНЫМ.


К этому времени Wanderer производил еще и широчайший ряд оргтехники и канцелярской продукции — от пишущих машинок до перьевых ручек.


ТРЕТЬЕ КОЛЬЦО: ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЕ DKW

Йорген Расмуссен (Jorgen Skafte Rasmussen) приехал в Германию из Дании в начале XX века. Талантливый инженер, он работал в различных отраслях тяжелого машиностроения, пока как Хорьху не пришел к мысли о создании своей компании.

У Расмуссена был свой подход: в век бензина он верил в пар и хотел выпустить паровой автомобиль, который составил бы состязательность бензиновому. Даже фирму он назвал Dampf-Kraft-Wagen (DKW), что переводится как «паровой автомобиль». Промучившись с 1916 по 1919 год, он разочаровался в безумной идее и занялся конструированием крошечных двухтактных двигателей, которые ставил на велосипеды. Именно эта идея принесла ему успех. Из маленькой мастерской к концу 20-х годов DKW выросла в крупнейшего в Европе производителя легких мотоциклов.


ЧЕТВЕРТОЕ КОЛЬЦО: ЗНАМЕНИТЫЕ AUDI


А мы вернемся к Августу Хорьху, покинувшему в 1909 году свою компанию. Конечно, он не мог оставаться не у дел — с его-то энергией, — но и работать на кого-либо Хорьху не хотелось. Годом позже он зарегистрировал новый автомобильный бренд — Audi Automobilwerke GmbH.

С названием у Хорьха появились проблемы. Прав на использование собственной фамилии у него не было — они остались за акционерами Horch. Самовлюбленный немец поступил хитро. Так как по-немецки horchen — «слышать», он просто перевел свою фамилию на латынь — получилось вполне благозвучное слово audi, и ставшее названием компании. Кстати, на эмблеме Audi тех лет красовалось человеческое ухо.
От создания первой машины Audi-AU/22 (2,612 «кубика», 2,6 литра, 4 цилиндра) прошло всего три года, а машины Хорьха уже завоевали всеевропейскую известность.

Позже Хорьха заинтересовала политическая деятельность: комиссии по стандартизации и закупке оборудования, стратегия производства оружия, внешняя торговля автомобилями; он был членом более чем 20 различных обществ. На этом фоне акционеры Audi повторили историю, исключив отца основателя из правления — в 1920 году.


ЧЕТЫРЕ КОЛЬЦА AUTO UNION

Мировой экономический кризис серьезно ударил по Германии. Не успев восстановиться после войны и влияния гиперинфляции, страна попала в новую экономическую яму. Мелкие производители разорялись один за другим, да и крупным жилось несладко.

Слияние активно поддерживал Саксонский государственный банк: сохранение промышленности было делом чести для страны.

Audi выпускала две основные модели — 225 (1935-1938) и 920 (1938-1940) — добротные машины большого среднего класса с кузовами «лимузин» и «кабриолет».

Но наибольшую славу концерну принесла марка Auto Union.

В 30-е годы Германия снова набирала силу. Основной упор политики правящей партии делался на немецкую точность и технический прогресс. И прогресс был, причем сумасшедший. Высокие технологии, новейшие разработки: к середине 30-х Германия являлась лидирующей державой высоких технологий не только в Европе, но и в мире.

И еще шла молчаливая война. Германия должна была стать лучшей во всем, в том числе и на гоночных трассах. Mercedes-Benz и Auto Union соревновались с 1934 года только между собой, случайные победы Alfa Romeo или Bugatti в расчет не шли: они случались при отсутствии на трассе немецких тяжеловесов. Рудольф Караччиола, Ганс Штук, Берндт Розмайер, Херманн Ланг, Манфред фон Браухич — ведущие европейские гонщики выигрывали гонки на немецких машинах.

Правда, чемпионат Европы (аналог «Формулы-1», проводился в 1931-1939 годы) марка Auto Union выиграла всего один раз — в 1936 году, с Берндтом Розмайером. В остальных чемпионатах 1935-1939 годов побеждали гонщики Mercedes. Это было связано скорее с ошибками команды и пилотов, нежели с техническими проблемами. Машин Auto Union боялись.
Самым революционным было другое. Auto Union стали первыми в мире гоночными автомобилями среднемоторной компоновки. Гонщики с трудом привыкали тому, что центр тяжести машины находится за спиной, а не впереди. Это часто приводило к авариям по вине гонщика. Но именно модели Auto Union C и Auto Union D положили начало всей современной концепции гоночного автомобиля.


ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННЫЕ СУДЬБЫ

Пришла война. Все немецкие заводы были срочно переориентированы на выпуск военной техники. В 1940 году производство техники для мирных целей было остановлено.

DKW производила подавляющее большинство мотоциклов для немецкой армии, машины сопровождения и автомобили амфибии. Последними «гражданскими» машинами стали F8 Meisterklasse 700 (они производились для командного состава до 1942 года).

Стоит отметить, что после войны на радиаторе DKW красовались современные четыре кольца Audi, а не довоенная эмблема (впрочем, она же использовалась и на автомобиле Auto Union 1000).

Последней моделью Wanderer стала машина W23, производимая до 1941 года. Во время войны Wanderer делал почти то же, что и DKW, — военные мотоциклы и машины сопровождения. А после войны город Хемниц стал КарлМаркс-Штадтом и заводы Wanderer были закрыты. Марка прекратила свое существование.

Horch производил во время войны машины посерьезнее — тяжелые броневики, вездеходы и бронетранспортеры. Немецкая армия использовала многотонные грузовики Horch для транспортировки грузов. После войны завод Horch также оказался на территории ГДР. Закрыли его не сразу. Было продолжено производство легковых автомобилей (Horch P240, 1956-1959). В 1958 году завод переименовали, а бренд Horch ликвидировали — теперь машина называлась Sachsenring P 240. Последней моделью стал многоцелевой джип Horch P3 (он же Sachsenring P3), производство которого было завершено в 1966 году.

В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ ЭМБЛЕМУ «ЧЕТЫРЕ КОЛЬЦА» НОСИЛИ НА РАДИАТОРАХ СОВСЕМ НЕ AUDI, А DKW. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ РЕШЕНИЕ ВОЗРОДИТЬ БРЕНД AUDI ОКАЗАЛОСЬ ВЕРНЫМ.



AUDI: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В 1965 году Volkswagen выкупил все остатки былого Auto Union. Было принято решение не «разводить» много подразделений и марок, а производить все под брендом Audi. В 1965 году появилась модель Audi F103. Красивый автомобиль для всей семьи производился в различных модификациях до 1972 года, а сменило его первое поколение хорошо знакомой российскому автомобилисту модели Audi 80 (1972-1978). Машины того поколения и сегодня можно встретить на наших дорогах. Сегодняшний автомобиль Audi A4 в кузове B8, по сути, является уже восьмым поколением той самой «восьмидесятки».

История дает о себе знать. Каждое из четырех колец Audi оставило свое наследство этой марке — надежность Horch, скорость Auto Union, инновационность DKW и легкость Wanderer. Четыре кольца не зря сплетаются на капоте машин из Ингольштадта: в 2009 году марка отмечает 100-летний юбилей!


Сейчас смотрят

Аналитика контекстной рекламы услуги в Киеве.